Сегодня народное искусство и этнический стиль стали крайне популярны. Мы восторгаемся удивительными формами, сложными орнаментами и затейливыми сюжетами традиционного искусства; и часто как одну из главных положительных характеристик такого искусства называем аутентичность, подразумевая под этим понятием подлинность. Кажется именно здесь есть настоящее, душа и сила искусства. Однако между понятиями этническое и аутентичное искусство не всегда стоит ставить знак равенства.
Фольклор уже давно перешел в разряд популярных тем, в современном мире народное искусство растянуто на цитаты и теперь традиционные мотивы можно встретить в самых неожиданных прочтениях. Так элементы африканской нательной росписи вплетаются в пейзажи, традиционный элемент китайских картин – оттиск печати – используется как деталь текстильного узора, а народные куклы переходят в разряд интерьерных украшений. Повсеместным цитированием современное искусство сняло с народного творчества символизм, который и диктовал правила построения этого искусства. Что стоит за традиционным орнаментом, цветовым решением и формой мы зачастую просто не знаем. Более того, новые цитатники и не дают повода задуматься, что означают цитируемые элементы. Выглядит хорошо, так сказать «аутентично», значит подойдет.
В философии есть такое понятие как «карма-кола» - удобоваримые примитивные варианты восточных учений. Такие себе «Каббала за час» и «Стань буддистом тренируясь всего пять минут в день». Понятно, что к подлинным практикам и учениям такие концепции имеют очень отдаленное отношение. Так вот подобная ситуация сейчас и с народным искусством. По африканским маскам на стене мы судим о богатом африканском искусстве, по лакированным матрешкам – о русском, по серийным коврам – об арабском. А настоящее (аутентичное) народное искусство, если выпадает случай с ним столкнуться, в результате для многих становится настоящим культурным шоком. Ведь на деле такое искусство выглядит совсем не так «опрятно» как, скажем так, демонстрационные образцы.
В результате, та популярность, которая по идее должна была бы помочь народному аутентичному искусству выжить, сыграла с ним злую шутку – большая часть того, что мы видим под знаком «традиционное» на деле постой ширпотреб. Пустая растиражированная оболочка.
Так где же искать ту подлинность, которая делает каждое национальное искусство особенным? Для начала отбросим очевидное – никакие тиражные вещи, конечно, не могут иметь отношение к аутентичному искусству. Все клееные обереги, пластиковые нэцкэ и выступление цыганских коллективов со статистами в подтанцовке на гала-концертах не относятся к подлинному. Категория подлинности может быть присвоена только тому фольклорному творчеству, которое идет от носителя – человека из народа. «Запиши, как поет твоя бабушка» - собственно самая лучшая рекомендация для тех, кто увлекается народной музыкой. А вот фестивальные фольк-коллективы хотя и представляют серьезный и интересный пласт культуры, все же имеют отношение к современному творчеству, а не к аутентичности традиций.
Но что же тогда делать с современным искусством? Неужели для него нет никакого шанса породниться с национальной культурой на паритетных условиях? Конечно, есть. И для этого художнику не обязательно переезжать в богом забытое село и отказываться от благ цивилизации. Достаточно сосредоточится на другом виде аутентичности – аутентичности авторской. В данном случае аутентичность приравнивается к оригинальности, в которой и обнаруживается подлинность. Оригинальность стиля, техники, авторской позиции или исполнения является критериями авторской аутентичности. И в современной ситуации именно эта аутентичность имеет основную ценность. Ведь как бы активно не выступали антиглобалисты против усреднения мира и стирания границ, процесс этот не остановить. И национальные культуры просто падают под натиском экономической выгоды, которую дает такая глобальная уравниловка. Поэтому теперь сохранение и создание оригинального ложится на плечи не целых народов, а конкретных людей. Художник выступает в роли носителя аутентичности, но аутентичности не фольклорной, а личной, авторской. А традиционная составляющая в данном случае приравнивается к одному из приемов, характеристик такого творчества. Именно в таком варианте возможна сохранность традиции. Примеров успешной реализации такой стратегии достаточно много. И каждый из них уникален. Мария Приймаченко, которой удалось создать свой неповторимый стиль, при этом оставаясь в рамках украинского народного творчества. Мексиканские монументалисты 1 половины ХХ века Диего Ривьера и Давид Сикейрос, запечатлевшие образ современной им Мексики в своих работах удивительно точно. И даже подчеркнуто безличные работы Энди Уорхолла или Роя Лихтенштейна, знаменитых представителей поп-арта, которые стали символами американской культуры.
Таким художникам удается быть не только оригинальными самим по себе, но создавать искусство, которое становится маркером национальной культуры. Именно при взгляде на такие произведения искусства, возникает хорошо знакомое всем ощущение: «Сразу видно, что художник из США/России/Китая». И дело здесь не в пустом цитировании узнаваемых элементов, а в передаче духа определенной национальной культуры. Именно такое искусство в современном мире и имеет право называться аутентичным.
Самый весомый аргумент в пользу такой творческой стратегии, как это ни странно, дает та самая массовая культура и развитый сувенирный бизнес – созданные такими авторами образы, так же как и традиционное искусство, жадно растягиваются на цитаты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий