Реализм всегда занимал важное место как в живописи, так и других изобразительных искусствах. Достаточно посмотреть на ставшие классикой картины и скульптуры, чтобы убедится – традиция реалистического изображения господствовала в искусстве очень долго.
Сразу уточним, речь идет не о реализме в узком смысле – то есть не о художественном стиле, который пришел в искусство в эпоху Просвещения, а о реализме в его широком понимании. Мы говорим о реализме как о правдивом, объективном, всестороннем отражении действительности художественными средствами. Такая реалистическая традиция кочевала от стиля к стилю, переживая несущественные, с этой точки зрения, изменения и господствовала в изобразительном в искусстве вплоть до начала ХХ века, когда на смену искусству отображающему мир пришло искусство его создающее. Но об этом чуть позже.Начнем с развития реалистического искусства. Отображать действительность – одна из главных задач классического искусства. Однако даже тогда, когда мир был понятен, и ни у кого не возникало вопроса, что же такое действительность и реальность на самом деле, когда не шли философские споры о субъективной (доступной каждому из нас и у каждого из нас разной) и объективной (в принципе недоступной для познания) реальности, оказалось, что отображать мир «как он есть и как мы его видим» - не такая уж простая задача. Для этого изобразительному искусству нужно было пройти немало этапов.
Некоторые принципы и законы отображения действительности были придуманы еще во времена Античности. Так известный римский архитектор Витрувий описывая правила постройки зданий, согласовал их с пропорциями человеческого тела. Однако нам эти пропорции больше знакомы не по книге Витрувия, а по рисунку Леонардо да Винчи, который спустя 16 столетий после вычислений римского архитектора изобразил эти пропорции наглядно. Так появился знаменитый «Витрувианский человек» (фигура, вписанная в круг) - канон пропорций человеческого тела, которым художники пользуются до сих пор.
Комментариев нет:
Отправить комментарий